Сколько стоит крупная железнодорожная компания
Заказчик

Юридическая компания, представляющая интересы одного из участников спора.

Задача

Определить реальную рыночную стоимость 100% доли в уставном капитале крупной компании, предоставляющей в аренду вагоны для перевозки грузов.

Результат

Отчет об оценке был выполнен по требованиям Международных стандартов оценки, переведен на английский язык и представлен в качестве обоснования суммы исковых требований в Лондонский Международный Третейский суд.

Суть дела

Между учредителями зарубежной компании произошел конфликт, в результате которого был разделен совместный бизнес. В ходе раздела, компания А из компаний, входящая в группу совместного бизнеса, была продана по заниженной цене аффилированному лицу одного из учредителей.

Компания А, в свою очередь, владела крупной российской компанией, предоставляющей в аренду вагоны для перевозки грузов, которую и оценивали специалисты АНО ЦСЭ «Истина».

В ходе судебного разбирательства в Лондонском Международном Третейском суде возникла необходимость предоставить Отчет об оценке рыночной стоимости российской компании, поскольку от ее стоимости зависела стоимость компании А, и, как следствие, сумма вреда, нанесенного сделкой по заниженной цене.

Для клиента необходимо было определить реальную рыночную стоимость компании на момент сделки (ретроспективная дата оценки 01.01.2019 г.) для подтверждения того, что сделка проведена по заниженной стоимости.

Особенности проекта

ООО «Железнодорожная компания» (название изменено в связи с условиями конфиденциальности) относится к крупному бизнесу.

Выручка формируется по 2-м видам деятельности:

  • оказание услуг по организации железнодорожных перевозок (в т.ч. предоставление вагонов в аренду);
  • заключение сделок по купле-продажи вагонов и продаже запчастей.

Оценка выполнялась двумя подходами (затратным и доходным).

На балансе общества на момент оценки имелись грузовые железнодорожные вагоны в количестве 1291 единиц, а также 2315 грузовых железнодорожных вагонов в лизинге. Железнодорожный парк компании представлен следующими типами вагонов:

  • зерновозы (хопперы);
  • крытые вагоны;
  • лесовозы (платформы);
  • полувагоны;
  • фитинговые платформы.

В рамках затратного подхода была рассчитана рыночная стоимость каждого вагона в соответствии с его типом и моделью, а также с учетом износа по возрасту.

В рамках доходного подхода оценщиком на основе ретроспективных бухгалтерских показателей была построена модель DSF.

В результате применения двух подходов стоимость компании составила около 8,8 млрд. рублей. Разница в полученных результатах между подходами составила менее 250 тыс. руб. (менее 3% в общей стоимости), что свидетельствует о правильности выполненных расчетов.

Результат

Результат выполненной оценки показал несопоставимость суммы сделки и реальной стоимостью актива. Уставный капитал оцениваемой компании составлял 20 млн. руб., чистые активы – 700 млн. руб. За счет него (как финансовые вложения) и сформировалась цена зарубежной материнской компании. Фактически цена сделки была занижена в 10 раз.

В настоящее время судебный спор в Лондонском международном Третейском суде еще не закончен.